Для объединения пострадавших даже образовали Украинскую сеть женщин, переживших насилие во время войны на Востоке. Уполномоченный по гендерной политике Екатерина Левченко говорит, что больше таких случаев случались во время активных боевых действий на Донбассе в 2014—2015 годах. Однако это не означает, что в нынешней фазе противостояния сексуальное насилие над женщинами исчезло. Как показывает опыт войн в Корее, Германии, Вьетнаме и бывшей Югославии, это явление скрытое. Пострадавшие от насилия женщины будут рассказывать о нем много лет, говорит Левченко:
— Наличие вооруженных людей, которые находятся рядом с тобой, размещение военных частей возле школ, общежитий, профессионально-технических училищ — все это составляет обстоятельства для сексуального насилия. Состоялось оно или нет — об этом мы узнаем гораздо позже.
Международные организации собирают информацию о сексуальном насилии во время войн. Например, с 2013 ООН готовит ежегодной отчет по такой тематике. Однако в 2019 году в документе вообще не было информации о таких случаях на Донбассе.
В Постоянном представительстве Украины в ООН Радио НВ сообщили, что Украина неоднократно обращала внимание организации на случаи сексуального насилия против женщин на временно оккупированных территориях, поэтому такие преступления на востоке страны должны быть надлежащим образом отражены.
После такого плена мало кто выходит здоровым. Я себя к здоровым людям также не отношу, — Ирина Довгань, бывшая пленница боевиков «ДНР»
Уже весной 2020-го появится новый ежегодный отчет ООН, и тогда можно будет судить, прислушались ли к обращениям Украины в ООН. Отмечу, что в феврале 2017 Офис Верховного комиссара ООН по правам человека представил отдельный отчет о сексуальном насилии в Украине на оккупированных территориях Донбасса и Крыма. В нем содержалась информация о 31 случае насилия. Однако эксперты указали, что это не отражает масштаба ситуации. В учреждении утверждали, что сексуальное насилие не использовалось в «стратегических» или «тактических» целях. Готовится ли новый отдельный документ по Украине — пока неизвестно.
Впрочем, украинские правозащитные организации также пытаются документировать случаи сексуального насилия во время войны на Донбассе, в том числе и в отношении женщин. В 2017-м вышел специальный отчет, подготовленный Восточноукраинским центром общественных инициатив: из почти 300 интервью с женщинами и мужчинами каждый четвертый заявлял о том или ином виде сексуального насилия.
В исследовании сфокусировались в том числе и на женщинах, которых преследовали за политические или гражданские убеждения. К ним сексуальное насилие применяли как оружие войны — то есть совершали, чтобы наказать, напугать, унизить, получить определенную информацию или признания, объясняет председатель организации Владимир Щербаченко. Также насилие использовали, чтобы удовлетворить половую страсть — от этого страдали и свидетели противоправных действий, говорит эксперт:
— Человек находится в комнате и видит, что человек по таким же или похожим обвинениям насилуют в соседней комнате, и все это переносится на себя, и ты думаешь, что ты будешь следующей.