Женщины, пережившие сексуальное насилие во время войны, начнут говорить только тогда, когда увидят смысл возвращаться к болезненным воспоминаниям. Однако даже украинские законы пока не могут гарантировать, что преступников ждет наказание, пусть и отсроченное во времени. Глава организации Центр гражданских свобод Александра Матвийчук говорит, что в Уголовном кодексе Украины до сих пор не предусмотрена ответственность за преступления против человечности, а положение о военных преступлениях лишь частично соответствует международному праву:
— Когда мы судим за международные преступления людей даже по общеуголовным статьям, а не говорим, что это преступление против человечности и военное преступление, то это, во-первых, не отражает природу этого деяния. Во-вторых, там совсем другие сроки наказания. А в-третьих, довольно часто нет аналогов статей этим преступлениям, которые проходят в Уголовном кодексе. Только международные преступления не имеют срока давности, а остальные нет. Мы можем посмотреть на примеры других стран: проходит 20−30−40 лет, человек доживает, и его находит международное или национальное правосудие, может привлечь к ответственности. Поэтому очень важно правильно квалифицировать эти правонарушения, чтобы по ним не истек срок давности.
Правозащитница напоминает, что за преступления против человечности и военные преступления амнистия невозможна. А по минским договоренностям Украина должна принять закон, гарантирующий помилование причастным к событиям в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Поэтому, если государство не имплементирует международное гуманитарное и международное уголовное право в свое законодательство, то может возникнуть необходимость этих людей амнистировать, отмечает Матвийчук.