В течение многих веков сексуальное насилие использовали как тактику войны. Например, в Боснии и Герцеговине в 90-х годах оно было элементом «этнических чисток». По оценкам экспертов, в течение нескольких лет, вплоть до 1995-го, от 20 до 50 тысяч женщин были изнасилованы в Хорватии и Боснии и Герцеговине. В Демократической республике Конго от таких преступлений страдало 15 тысяч человек в год, а во время геноцида в Руанде — около 250 тысяч. Сейчас больше всего такое явление встречается в военных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке.

Кстати, в прошлом году Нобелевскую премию мира получили два человека именно за борьбу с сексуальным насилием во время войн. Один из них — врач-гинеколог из Демократической республики Конго Дэнис Муквеге. Он лечил людей, пострадавших от массовых изнасилований во время длительной войны в стране. Другая лауреат премии — 26-летняя Надя Мурад. Она попала в плен к террористам из ИГИЛ после того, как те убили ее мать и шестерых братьев. В плену женщину неоднократно допрашивали и насиловали. Надя принадлежит к езидам — небольшому народу, исповедующему древнюю религию зороастризм. Террористическая организация ИГИЛ объявила им войну.

Читайте также:
Томас Фридман
Томас Фридман
Аль-Багдади мертв. Но истории ИГИЛ не конец
Журналист Радио НВ Юрий Мацарский объясняет: на Ближнем Востоке многие ошибочно воспринимают езидов как поклоняющихся дьяволу, ведь одна из центральных фигур их пантеона богов во многом перекликается с фигурой Иблиса — дьявола в исламе. Поэтому наиболее радикальные группировки пытаются уничтожить это религиозное меньшинство. Члены террористической организации ИГИЛ убивали всех мужчин-езидов, а также старых женщин, а молодых женщин-езидок превращали в домашнюю прислугу или сексуальных рабынь.

«Меня поставили на площади с сыном на руках, у нас на головах были прикреплены ценники. Вокруг стояли такие же женщины с бумажками на головах. Мимо проходили люди и рассматривали нас. Меня с сыном — ему тогда было всего несколько месяцев — купил один боевик не из Сирии и не из этих мест — из Иордании. Мы поехали с ним жили в Сирии, затем оказались в Ираке, недалеко от Мосула. Я не буду рассказывать о том, что было в рабстве — мне очень стыдно», — рассказывает молодая женщина Ламия, с которой журналист Юрий Мацарский общался в одном из лагерей для беженцев после ее освобождения.

Продажа людей превратилась в источник дохода для террористов. На полученные средства они покупали оружие, нанимали военных специалистов, в частности из Европы. Женщин-езидок боевики ИГИЛ продавали несколькими путями, рассказывает Мацарский.

Женщина-езидка со своими детьми (Фото: REUTERS / Rodi Said / File Photo)
Женщина-езидка со своими детьми / Фото: REUTERS / Rodi Said / File Photo
— Был один большой невольничий рынок в Ракке, столице «Исламского государства» в Сирии. Там действительно на одной из площадей шел торг людьми: стояли женщины и дети с ценниками, обычно ценники у них были на одежде и головных уборах. Цена на живого человека начиналась от нескольких тысяч долларов. Молодая девушка стоила $8−10 тысяч. Этих же людей продавали через электронные средства связи. Благодаря тому, что их можно было купить, договорившись через разные мессенджеры, их удавалось вытащить. Была целая организация, которая занималась выкупом этих людей.

Речь идет о Бюро по делам похищенных. Его представители действовали от имени офиса премьер-министра Иракского Курдистана Нечирваны Барзани. Через свою сеть они извлекли почти три тысячи езидов. После освобождения из сексуального рабства женщин передавали их родным. Если их не было в живых, женщины были вынуждены жить в лагерях для беженцев. После их возвращения возникала еще одна проблема: езиды — очень закрытая община, по их правилам, если женщину изнасиловал мужчина не их религиозно-этнической группы, то ее больше не считали езидкой.

Читайте также:
Роман Мельниченко
Роман Мельниченко
Не бойтесь обращаться за помощью. Как противостоять сексуальному насилию
— Появилась ситуация, когда тысячи женщин оказались вычеркнутыми из их общины, — говорит журналист Радио НВ. — Они стали чужими для своей общины, потому что подверглись сексуальному насилию и не стали «своими» для других, они зависли в этой ситуации. К счастью, шейхи встречались с этими женщинами, и они отменили древнее положение, которое делало этих женщин вне закона, вне общин. На Ближнем Востоке очень важна принадлежность к какой-то общине. Это был момент и религиозной реабилитации, когда их высшее духовное руководство сказало, что «нет, вы для нас не чужие, мы понимаем, что с вами произошло, понимаем вашу боль, мы не готовы вас оттолкнуть, наоборот — готовы вас принять, помочь вернуться в ту прежнюю жизнь, насколько это возможно».

На севере Ирака были созданы реабилитационные центры для женщин-езидок. Там им предоставляли психологическую помощь, образование, а также обучали профессии. Систему помощи жертвам сексуального насилия из-за войны выстраивают и на Балканах.

Глава Восточноукраинского центра общественных инициатив Владимир Щербаченко говорит, что в Косово и Боснии и Герцеговине созданы специальные комиссии, эксперты которых дают особый статус людям, пережившим сексуальное насилие во время войны. Например, в феврале 2018 года в Косово тремстам жертвам начали выплачивать ежемесячную пенсию в размере нескольких сотен евро.

— Этот процесс не простой, поскольку деньги государственные, но это действует и это хоть какая-то возможность поддержать этих людей, — говорит Щербаченко. — Большинство из них не рассчитывает на помощь. К сожалению, многие преступники не предстанут перед судом и не будут наказаны, но хотя бы таким образом жертвы получат компенсацию.