Россия цинично обстреливает Украину «Шахедами» и ракетами, страдают жилые дома и гибнут гражданские. Россияне уже даже не делают вид, что целятся в военные или инфраструктурные объекты. Я задам вопрос, который сейчас в головах большинства украинцев: мы заставим за это ответить тех, кто принимает такие решения?
Это фундаментальный вопрос, который касается того, как мы и демократический мир будем жить дальше. Если за такие преступления не наказывать, то в принципе нет смысла говорить о каких-то ценностях, о качественных прогрессивных развитиях человечества, о гуманистическом обществе.
Россия сейчас действительно не имеет никаких военных целей. Она имеет одну цель, которую публично высказывает на разных площадках — демонстративно уничтожить максимальное количество гражданского населения Украины.
Единственная их цель была — оккупировать гигантскую территорию, максимально проредить здесь население, поставить комендатуры, концентрационные лагеря, уничтожать людей. Сейчас они уже отказались от концепции оккупации. Они понимают, что захватить Украину, прикрываясь денацификациями, демилитаризациями — это фикция.
Россия абсолютно оторвана от современной цивилизации. К сожалению, еще есть какие-то люди в других странах, которые воспринимают Россию как страну, живущую по определенным правилам. Но это не так.
У нас, и это президент Владимир Зеленский неоднократно фиксировал, цель конкретная — никаких переговоров с этими субъектами. Любые переговоры с ними сейчас, на их условиях будут означать, что мы не накажем виновных.
Мы должны дойти до правильного финала: либо физически — исчезновением их с карты человеческой цивилизации, либо юридически — пожизненными сроками. И ордер МУС уже говорит о том, что глобальные политические элиты приняли решение заставить их ответить в полном объеме.
Вы высказали мнение, что решение Гаагского суда по Путину сейчас создает лучшую основу для потенциальных протестных движений в России.
Решение Международного уголовного суда, грубо говоря, означает, что глобальные политические элиты приняли для себя принципиальное решение — не считать Путина легитимным. Да, на внутреннем рынке он еще контролирует ситуацию, контролирует Россию. Но с юридической точки зрения он уже никчемен. Соответственно к нему можно применять другие нормативы.
И международное сообщество косвенно говорит гражданам Российской Федерации, что если они с оружием в руках будут уничтожать представителей путинского окружения, жестко с ними обходиться, это будет восприниматься не то чтобы позитивно, но легитимно.
Грубо говоря, всем потенциальным оппонентам, представителям протеста, партизанским движениям в России, как бы сказано — Путин не является человеком, который может приехать за стол переговоров и с кем-то о чем-то говорить. Соответственно, вы можете делать в России любые шаги, направленные на ускорение трансформации политической системы для того, чтобы вернуть Россию в рамки международного права.
Это очень важный аспект, он подчеркивает резкое ослабление легитимности Путина на международных рынках. И в России это действительно постепенно начнет реализовываться в протестные движения.
Подоляк: с юридической точки зрения Путин уже никчемен / фото УНИАН
Подоляк: с юридической точки зрения Путин уже никчемен / фото УНИАН
Вы думаете, что россияне смогут снять эти шоры с глаз и понять, что они действительно живут в стране-изгое, а правит ими без пяти минут уголовник?
Давайте говорить об элитах, поскольку общая часть населения в России достаточно примитивна, критического мышления у них нет. Так вот, они сейчас думают о том, что пахан, которым является президент Российской Федерации, ослабел. Он уже не выполняет те функции, которые ему делегировались, и не является представителем элит, чтобы от их имени вести переговоры.
Для элиты Путин был важен тем, что его боялись на внешних рынках, он достигал важной для элиты цели — легитимизировал их не всегда законные доходы, обеспечивал возможности приобретать акции международных компаний, покупать имущество, интегрироваться в глобальную элиту. Это все гарантировал Путин.
Сейчас элита поняла, что уже наоборот, Путин делигитимизирует все, обнуляет их коммуникации на Западе, где они привыкли жить, обнуляет их возможности сохранить доходы и выведенные деньги. И абсолютно точно он их подводит к тому, что они будут платить за те решения, которые принимал Путин или небольшое его окружение. Элита начинает понимать, что чем дальше, тем большую личную цену каждый из них будет платить — вплоть до длительной юридической отсидки или даже до физического исчезновения.
Возникает вопрос: а зачем им платить по чужим долгам? Российские олигархи, крупные и средние бизнесмены, годами накапливали определенный объем доходной части для себя лично, и формировали определенные принципы жизни своих семей. Зачем им сегодня все это разменивать на «хотелку» Путина, который явно их обманул с точки зрения ожиданий от этой войны.
Поэтому они начнут финансировать те или иные протестные движения. Плюс активизируются этнические протестные движения, ведь много регионов находилось под репрессивным давлением федерального центра. Сейчас это все начинает разрываться, ведь оказывается, что нет сдерживающих факторов, нет никакой силовой вертикали и армии, которых надо бояться. Плюс этот ордер МУС, — это полная утрата страха перед Путиным на глобальных рынках, утрата легитимности.
Все эти процессы необратимо подтолкнут к серьезному внутреннему движению, в рамках которого, в том числе, могут быть и эффективные партизанские действия военного типа.
Ордер МУС — это полная утрата страха перед Путиным на глобальных рынках / скриншот
Ордер МУС — это полная утрата страха перед Путиным на глобальных рынках / скриншот
Только по пути финансирования протестных движений может пойти кремлевская элита? Наши разведчики говорят, что в Кремле сейчас уже активно ищут замену Путину, причем Путин в этом поиске приемника участия особого вообще не принимает…
Накануне начала войны или в первые ее месяцы говорили о том, что младший Патрушев рассматривался как один из ключевых преемников Путина. Потом в этой череде появился Кириенко — один из авторов геноцидной политики по отношению к оккупированным территориям и к вывозу оттуда детей.
Сейчас Путин абсолютно обособлен, он сам уже не заинтересован в транзите власти, наоборот — хочет максимально жестко за нее держаться, считает, что пожизненное пребывание на должности президента Российской Федерации, гарантирует ему неприкосновенность, в том числе и юридическую. Да он не сможет ездить в страны, которые подпишут ордер на его задержание, но тем не менее он будет, условно говоря, находиться у себя на Валдае и управлять, как ему кажется, большой империей.
Но другой вопрос, что есть несколько групп, которые хотели бы отойти уже от концепции путинской России и прийти к России другого типа. У них это возможно получится, в момент, когда Россия потерпит еще несколько существенных тактических поражений на поле боя. Внутренние процессы начнутся и тогда Путин в самой России будет объявлен пропагандистами «исчадием ада».
На него начнут списывать те или иные грехи, например — неэффективное планирование военной кампании, неэффективный анализ рисков, которые возникают из-за этой кампании, абсолютно неправильная оценка своих ресурсных возможностей и того, будет ли консолидироваться Европа в поддержку Украины или нет. Путин допустил все классические ошибки. Он абсолютно никчемно себя ведет с точки зрения анализа того, что делал накануне, что делает сейчас и что будет делать потом, и соответственно его будут в этом обвинять.
Выживет ли Путин в этой ситуации, или все-таки это будет транзит власти, скажем так, с эксцессами? Возможно, второй путь будет предпочительнее для российской политической элиты, которая хочет сохранить хотя бы какие-то остатки своей влиятельности и легитимности, особенно на глобальных рынках.
Но сейчас элиты не готовы к внутренним дворцовым переворотам, они абсолютно трусливы, подавлены и растерзаны внутренними сомнениями. Они не являются пассионариями. Элиты не готовы оценивать все долгосрочные и даже среднесрочные негативные перспективы для России. Поэтому они все еще думают, что Путин все-таки выкрутится и они какие-то дивиденды получат.
Подоляк: сейчас элиты РФ не готовы к внутренним дворцовым переворотам / фото president.gov.ua
Подоляк: сейчас элиты РФ не готовы к внутренним дворцовым переворотам / фото president.gov.ua
Если представить, что эта операция «преемник» окружению Путина удается, насколько такой сценарий повлияет на агрессивную политику России? Может ли там оказаться человек у власти, который выведет войска из Украины? Насколько такой вариант выгоден и нужен Украине, или нам, да и самой России, нужна полная смена всех действующих лиц в Кремле?
Если смотреть с рациональной точки зрения, для нас оптимальным сценарием является тотальный проигрыш России в войне и обрушение нынешней российской государственности. Там начнутся внутриэлитные разборки, произойдет спонтанная революция, и вся эта элита будет так или иначе зачищена. Россия будет переживать целый ряд каскадных революций, бунтов, пока не сформирует какое-то слабое подобие демократии. Тотальное поражение в военном плане действительно бы привело к тектоническому изменению политической архитектуры России.
С эмоциональной точки зрения любой вариант, при котором Россия буквально завтра забирает свои войска добровольно и уходит на границы 1991 года для нас приемлем, потому что это резко минимизирует наши потери. Ведь война — это жертвы, и с нашей стороны, в том числе.
Для нас любой сценарий приемлем. Любой из этих раскладов приведет к тому, что нынешняя элита в таком виде существовать не будет — как только война закончится на границах 1991 года, внутри России начнется процесс обновления.
Для того, чтобы восстановить свои позиции на глобальном рынке, новая элита в России пойдет на выдачу части военных преступников, и именно — исполнителей высшего звена, авторов войны. Часть из этих авторов просто исчезнет, либо физически в рамках внутренних разборок, чтобы было меньше свидетельских показаний; либо они смогут куда-то испариться, поменяв внешность, документы.
Дальше эта же Россия подпишет определенные экономические программы восстановления Украины, те же рекреационные выплаты, расписанные на определенный промежуток времени. И, безусловно, мы будем поднимать вопросы, касающиеся зоны как трансграничной демилитаризации, так и в целом демилитаризации России, поскольку нельзя иметь в регионе страну, которая имеет вот такие шовинистические агрессивные настроения.
Ну надо будет поднимать вопрос о том, что для России единоличный контроль над собственным ядерным арсеналом — это очень опасная история, ведь сегодня Россия, как единственный оставшийся у нее аргумент, использует тему ядерного шантажа.